УДК 371

Н.Ю. Фоминых

Общеобразовательная школа I-III ступеней №61, Косарева, 12, г.Севастополь, 99006, Украина, shvidko72@rambler.ru

Компьютерная поддержка урока

английского языка.

В последнее время большое внимание уделяется вопросу повышения эффективности обучения иностранным языкам благодаря использованию современных компьютерных технологий. Этот вопрос рассматривают в своих работах такие ученые, как Е.С. Полат, Т.М. Гурина, И.А. Гольдрина, А.Ф.Верлань, В.Д. Николаева, В.В. Ушницкая, А.С. Несторова и др. Для обучения языку можно эффективно использовать разнообразные педагогические программные средства (ППС), электронные словари, текстовые процессоры, а также энциклопедии.

Средства мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникационные технологии дают возможность использовать компьютер для работы над всеми видами речевой деятельности – над развитием умений чтения, аудирования, говорения и письма, а также для реальной коммуникации с носителями языка, клторый изучаетчя, в письменной и устной формах. Главной целью использования компьютерных программ различных типов является создание компьютерной обучающей среды. С ее помощью обеспечивается полное погружение в среду изучаемого языка, что способствует достижению конечной цели обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе - формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Целью данной статьи является раскрытие основных преимуществ использования обучающих компьютерных программ на уроках английского языка, а также краткое описание возможностей некоторых из них, что будет очень полезным для учителей-практиков.

Так, для работы с лексикой можно использовать лексический тренажер «10 000 Words», предусматривающий следующие режимы работы: Обучение, Тренировка, Тестирование для учащихся 7-11 классов. Причем тематика соответствует программным требованиям к обучению английскому языку в средней общеобразовательной школе.

Маленькие ученики (4-12 лет) в увлекательной форме постигнут английский алфавит, пополнят словарный запас, рассмотрят простейшие грамматические конструкции с помощью программы «Great World». Эта же программа может быть успешно применена для обучения грамматике на ранней ступени обучения.

Для формирования и совершенствования фонетических навыков нам представляется наиболее целесообразным применение разнообразных электронных словарей. Например, говорящий словарь «Multilex», озвученный дикторами - носителями языка. Этот словарь может использоваться и на различных этапах работы с лексикой.

Обучающая программа «Oxford English Platinum» будет эффективной при работе над всеми видами речевой деятельности, а так же над языковым и грамматическим материалом. Большое внимание в программе уделяется формированию и совершенствованию лексических навыков, а также лингвокультуроведческому компоненту английского языка. Уроки с диалоговыми ситуациями позволяют овладеть начальными навыками общения на английском языке. К каждой теме имеются упражнения по отработке произношения, написание диктанта по данному тексту под диктовку диктора. Имеется возможность ознакомления с грамматикой представленных в уроке конструкций. Кроме того, каждый урок с диалоговыми ситуациями имеет упражнения по запоминанию новых слов и словосочетаний из данного урока.

Огромные возможности в работе над фонетическим материалом предоставляет программа «Профессор Хиггинс». Особенность обучения – сравнение собственного произношения с эталонным не только на слух, но и визуально, по графику на экране монитора. Выделение звуковых частей слова – фонем – позволяет увидеть ошибки и исправить их в процессе тренировки. Упражнения составлены по принципу «от простого – к сложному»: звуки, слова, фразы, тематические диалоги, аудиотреннинг, диктант. Все разделы озвучены преподавателем Биллом Шефордом, координатором Синдиката Экзаменов по английскому языку как иностранному при Кембриджском университете. Наиболее ценными разделами в данной программе, на наш взгляд, являются разделы «омонимы», «пословицы», «стихи», «скороговорки».

Также для изучения языка огромное значение имеет Интернет. Представляется возможным выделить три основные сферы использования этих возможностей:

•1. получение информации и доступ к аутентичным материалам;

•2. дистанционное обучение;

•3. организация реальной коммуникации.

Обращение к Интернету как источнику информации позволяет получить доступ к самым разнообразным текстовым, звуковым и видеоматериалам на изучаемом языке. Данную информацию можно использовать как дополнительную по изучаемым темам и основных материалов для конкретных заданий. Однако следует забывать, что Интернет – это открытая система, где каждый может предложить свои наработки и достижения, выразить собственную точку зрения потой или иной проблеме. Это требует критичного анализа дидактичных электронных ресурсов, которые представлены в сети Интернет. Поэтому каждый учитель, прежде чем использовать Интернет-ресурсы в учебном процессе должен тщательно просмотреть содержимое каждого ресурса и критично оценить его педагогическую ценность.

Дистанционное обучение через Интернет осуществляется в рамках специальных программ, предлагаемых различными учебными заведениями. Помимо таких образовательных программ существует множество общедоступных сайтов, которые содержат учебные задания по самым различным дисциплинам. Дистанционная форма обучения является эффективным вариантом реализации конечных целей обучения иностранному языку.

Организация реальной коммуникации представляет наибольший интерес для изучения иностранного языка вне языковой среды, поскольку дает возможность общения с носителями языка с помощью телекоммуникационных технологий в письменной и устной формах.

Использование компьютерной поддержки урока английского языка вместо традиционной доски, плакатов и рисунков дает возможность не только реализовать принцип наглядности на высоком качественном уровне, но и способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, динамичности учебного процесса, значительному расширению возможностей использования упражнений различного типа в процессе обучения. Все это формирует позитивное отношение учащихся к предмету и повышает мотивацию обучения.

Библиографический список

1. Вепрік С.А., Кальченко Т.М. Використання сучасних інформаційних технологій як інструмента пізнання. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №5. – С.15-19.

2. Верлань А.Ф., Пастух О.А. Обучающие системы – от классических форм до современных информационных технологий и их использование в образовании. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №4. – С.82-83

3. Гольдріна І.А. Мультимедійні засоби навчання та Інтернет на уроках іноземної мови. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №3. – С.53-56.

4. Гуріна Т.М. Комп’ютерна підтримка уроку англійської мови. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №3. – С.80-87.

5. Карташова Л.А. Удосконалення змісту навчання основ інформаційних технологій майбутніх учителів іноземних мов. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №4. – С.87-88.

6. Коробова О.О. Можливості використання мультимедійних програм у навчанні англійської мови у початковій ланці загальноосвітньої школи. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №6. – С.68-73.

7. Кохан О.В., Рогоза ВВ. Філолог опанував інформаційні технології навчання. (До 60-річчя В.Г.Редька). // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №5. – С.100-107.

8. Малишевський О.В. Формування основ інформаційної культури учнів основної школи на заняттях з трудового навчання на засадах інтеграції. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №4. – С.98-99.

9. Редько В.Г., Кохан О.В., Калініна Л.В., Самойлюкевич І.В. Педагогічні програмні засоби – в шкільну практику навчання іноземних мов. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №4. – С.103-104.

10. Сидоренко В.К., Тверезовська Н.Т. Комп’ютерні навчаючі програми як засіб підвищення якості підготовки учнів ПТОЗ. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №4. – С.74-76.

11. Смирнова І.М. Формування інформаційної культури в контексті проблеми формування індивідуальності студента-педагога. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №4. – С.107-108.

12. Суховірський О.В. Вивчення рівня інформативної підготовки вчителів початкової школи України. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №4. – С.109-110.

Бесплатный конструктор сайтовuCoz