УДК 371

Использование Информационных компьютерных технологий

в учебном процессе средней общеобразовательной школы.

 

Фоминых Наталия Юрьевна,

учитель информатики и

английского языка высшей категории

средней общеобразовательной школы I-III ступеней №61

 

         Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении многих лет поднимается и решается в сфере образования. Так, например, в начале ХХ века большой популярностью пользовались учебные кинофильмы. Вот неполный список популярных в то время ТСО: кодоскоп, кинопроектор, эпидиаскоп, телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, фильмоскоп и т.д. Однако только с появлением информационных компьютерных технологий можно говорить о появлении универсального ТСО, которое вобрало в себя все достоинства вышеперечисленных своих предшественников. Новое поколение электронных средств обучения оказывает огромное влияние на образовательный процесс в целом. Преимущество информационных компьютерных технологий перед всеми предыдущими средствами ТСО очевидно. Учитель может представить информацию дозировано, в любом режиме восприятия, ему достаточно просто управлять подключением, редактированием визуальных, аудиальных и печатных источников информации.

Однако на современном этапе развития нашего общества становится очевидным, что сами по себе средства обучения не решают ничего, т.к. количественные показатели, такие, как увеличение числа компьютеров в школе и дома, других средств мультимедиа, электронных учебных пособий и т.д. никак не влияют на качество образовательного процесса. И одна из наиболее существенных причин данного явления – это отсутствие целостной методики использования ИКТ в преподавании отдельных предметов школьной программы, нехватка методических пособий, которые помогли бы учителю использовать ИКТ эффективно на своих уроках, и, как следствие этого, компьютерная неграмотность учителя.

Современный учитель уже не может представить свой урок без помощи компьютера, средств мультимедиа и электронных средств обучения, изменились время и общество, в котором растет современный ребенок. Ученику, пришедшему в школу, уже недостаточно статичного и аудиального способа передачи информации. Для полного восприятия учебного материала ему требуется интерактивный и визуальный способ. В противном случае ему становится неинтересно на уроке.

На сегодняшний день существует еще одна серьезная проблема, связанная с информатизацией образования. Электронные учебники, пособия и средства обучения не всегда гармонично вписываются в учебный процесс. По данным анкетирования, из 40% учителей-практиков, использующих на своих уроках ИКТ, 90% считают, что не всегда готовые электронные средства обучения соответствуют целям и задачам, которые они ставят на уроке (рис.1). Таким образом, учитель все чаще нуждается в умении самостоятельно разработать компьютерную поддержку своего урока.

Цель данной статьи – выявить преимущества современного урока с использованием информационных компьютерных технологий. А именно:

1.        Прежде всего, как уже было отмечено, повышается интерес учащегося к такому уроку. Психологи отмечают, что современные дети информационного общества – это дети экранной динамичной информации. Информация на экране монитора, проектора или телевизора воспринимается ними намного лучше, чем печатная книжная информация. Конечно, печально осознавать, что современные дети очень мало читают, однако, при подготовке к уроку необходимо учитывать данный фактор.

2.        Информационные компьютерные технологии позволяют на качественно новом уровне реализовать принцип наглядности обучения. Анимация, видеоизображение, звук делают изучаемые события и явления более наглядными, а, значит, и доступными, таким образом превращая процесс обучения в более комфортный для ученика.

3.        Использование ИКТ на уроке позволяет рационально организовать рабочее время учителя и учеников на уроке, т.к. учителю не потребуется писать на доске мелом, отвернувшись от класса, развешивать иллюстрации, менять демонстрируемый материал и т.д. Заранее подготовленная информация к уроку появляется в нужно время, в эстетической форме, в заранее продуманном темпе и объеме. Время, сэкономленное на уроке, может использоваться для увеличения объема информации или тренировочных упражнений.

4.        Урок с использованием ИКТ позволяет использовать новые разнообразные формы и виды учебной деятельности. Активизируется поисковая, творческая и самостоятельная деятельность учащихся.

5.        С использованием ИКТ учитель приобретает мощный инструментарий для создания высоко эстетического оформления урока. При этом ему не обязательно обладать специальными навыками художника, фотографа или печатника. Достаточно лишь владения теми или иными программными средствами.

6.        Учитель получает возможность предоставить ученикам компьютерные разработки к своим урокам. Дети дома могут повторить изученный материал не только по учебнику, но и используя домашний компьютер.

7.        Компьютерная поддержка учебно-познавательной деятельности учащихся позволяет значительно повысить активность общения учителя с учениками между собой, в связи с чем значительно увеличивается роль учителя в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся, т.к. ему приходится достаточно часто обговаривать с учащимися различные вопросы и проблемные ситуации, возникающие в ходе обучения, отвечать на разнообразные вопросы учащихся во время решения задач, количество которых при условии использования ИКТ может быть гораздо больше, чем при традиционном обучении.

8.        Результаты анкетирования родителей учащихся 6 классов средней общеобразовательной школы (Рис.2) показал, что 96% из опрошенных семей имеют дома компьютер. 84% из них с выходом в Интернет. Но только 31% из них использует обучающие программы по предметам школьного цикла. И остается только догадываться, чем заняты 69% шестиклассников наедине с компьютером с выходом в Интернет. Поэтому грамотное использование компьютерных технологий на уроке, кроме огромных образовательных, развивающих и мотивационных преимуществ перед традиционным преподаванием, имеет также огромное воспитательное значение.

9.        И, наконец, самая большая ценность компьютерного сопровождения урока, на наш взгляд, заключается в возможности для учащихся работать каждому в своем собственном темпе.

Таким образом, урок с использованием информационных компьютерных технологий имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционным уроком. Однако никогда не следует забывать, что компьютер, как и любые другие нововведения, следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.

 

Список использованных источников.

1.        Вепрік С.А., Кальченко Т.М. Використання сучасних інформаційних технологій як інструмента пізнання. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №5. – С.15-19.

2.        Верлань А.Ф., Пастух О.А. Обучающие системы – от классических форм до современных информационных технологий и их использование в образовании. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №4. – С.82-83.

3.        Малишевський О.В. Формування основ інформаційної культури учнів основної школи на заняттях з трудового навчання на засадах інтеграції. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №4. – С.98-99.

4.        Редько В.Г., Кохан О.В., Калініна Л.В., Самойлюкевич І.В. Педагогічні програмні засоби – в шкільну практику навчання іноземних мов. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №4. – С.103-104.

5.        Смирнова І.М. Формування інформаційної культури в контексті проблеми формування індивідуальності студента-педагога. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №4. – С.107-108.

6.        Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133с.

Ключевые слова: образование, информационные компьютерные технологии, дистанционное обучение, информатизация образования.

Резюме: В рамках предложенной статьи рассматриваются теоретические основы использования информационных компьютерных технологий в системе образования, а также преимущества применения вышеназванных перед существующими технологиями обучения.

Ключові слова: освіта, інформаційні комп’ютерні технології, дистанційна освіта, інформатизація освіти.

Резюме: У рамках даної статті розглядаються теоретичні основи використання інформаційних комп’ютерних технологій у системі освіти, а також переваги застосування вищеназваних перед суттєвими технологіями навчання.

Keywords: education, information and computer technologies, remote education, informatization of educational system.

Summary: This article is devoted to theoretical basis of information and computer technologies in educational system and some advantages in using them in educational process.

 

 

    

    

     

Рис. 1. Результаты анкетирования учителей-практиков.

 

    

    

Рис. 2. Результаты анкетирования родителей учащихся.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz