Даже потолок помогает нам учиться!!!

В обучении не бывает мелочей. Важно все: от письменных принадлежностей и книг до помещения, в котором проходят занятия.

Ларош Фуко.

Роль кабинета в изучении иностранного языка.

 

Светлана Заторская, методист ИПО СГГУ, svzatorska@gmail.com

 Татьяна Степанченко, методист ИПО СГГУ,

ts51121@mail.ru

Наталия Фоминых, учитель информатики и английского языка школы №61,

shvidko72@rambler.ru

 

В условиях отсутствия языкового окружения большую роль в мотивации языкового общения призваны играть средства обучения. С их помощью создаются разнообразные ситуации, имитирующие реальные социально-коммуникативные условия общения. Средства обучения позволяют более прочно овладеть языковым материалом, сделать весь процесс обучения более доступным, наглядным, повысить эффективность управления учебным процессом, индивидуализировать деятельность учащихся, повысить мотивацию учения. Все это достигается благодаря методическим свойствам и функциям средств обучения в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, средства обучения не только повышают эффективность применения того или иного метода, приема обучения, но часто становится условием его реализации.

         По мнению современных исследователей [10], [11], [12], наиболее благоприятные материально-технические, педагогические условия создаются в рационально оборудованном кабинете иностранного языка, где сосредоточены и систематизированы все средства обучения. При ограниченном количестве часов и большой наполняемости групп важно, чтобы все уроки иностранного языка проводились в условиях кабинета, оснащенного соответствующим оборудованием и всеми необходимыми средствами обучения. Передовой опыт учителей-практиков [4], [6], [7], [8], [9] подтверждает, что среди прочих средств обучения наиболее важное место занимают компьютеры, позволяющие организовать одновременную устную практику всех учащихся группы, создавать наиболее благоприятные условия для формирования необходимых компетенций каждым учеником группы, максимально активизировать деятельность каждого ученика на уроке с учетом его индивидуальных возможностей и способностей, а также существенно повысить мотивацию учения. Одним из преимуществ компьютера перед другими средствами обучения является возможность организации самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Наличие выхода в Интернет позволяет организовать реальное общение  учащихся с носителями изучаемого языка. Именно поэтому в школе №61 г.Севастополя рабочее место ученика в кабинете иностранного языка оборудовано компьютером с выходом в Интернет и наушниками с микрофоном. Также в распоряжении кабинета имеется экран и проектор, позволяющие с помощью изображений большого размера создавать на уроке ситуации, обладающие большой силой эмоционального воздействия. С этой целью в кабинете создан огромный банк электронных изображений (предметных, ситуативных и тематических картин, фотографий и др.), с помощью которых конкретизируется тема беседы, ограничивается круг вопросов, который должен быть затронут, создается конкретная чувственная опора, возникают соответствующие представления и образы.

         Также кабинет иностранного языка, оборудованный компьютерной техникой с выходом в Интернет открывает большие возможности для участия во всевозможных Олимпиадах. Так, Анастасия Яковенко, занимаясь в нашем кабинете, в 2007-2008 учебном году заняла первой место во Всеукраинской web-олимпиаде по английскому языку.

         Важным фактором интенсификации деятельности учащихся на уроке является предоставление каждому ученику возможности упражняться в том или ином виде речевой деятельности, выполнять разнообразные устные или письменные упражнения. В решении этой проблемы помогают различные обучающие программы, нацеленные на обучение учащихся практическому овладению аудированием, говорением, чтением и письмом. В кабинете иностранного языка школы №61 имеется огромная коллекция таких программ, среди которых наибольшего внимания заслуживают следующие: Oxford Platinum, основанный на современной методике интенсивного изучения иностранных языков, разработанной преподавателями всемирно известного Оксфордского университета; Профессор Хиггинс – мультимедийная обучающая программа, состоящая из курса фонетики и грамматики; тренажер английской лексики 10000 words, позволяющий в увлекательной форме работать с лексическим материалом на различных уровнях обучения; многочисленные электронные словари, озвученные дикторами – носителями языка; обучающая программа для начинающих Bridge to English, ярко иллюстрирующая фонетический строй английского языка, правила чтения и содержащая массу грамматических интерактивных упражнений; программа, разработанная Институтом Педагогичных Информационных Технологий для подготовки к независимому внешнему тестированию по английскому языку. Также в распоряжении кабинета имеется большая DVD-тека, включающая в себя всемирно популярные фильмы и мультфильмы на английском языке, которые сопровождаются заданиями на понимание просмотренного. Видео-материалы представляют собой образцы аутентичного живого общения, создают атмосферу реального языкового общения, создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным и убедительным.  Художественные качества таких пособий достаточно высоки, что позволяет воздействовать на чувства и эмоции учащихся, вызывает повышенный интерес к работе. Такие средства обучения одновременно воздействуют на слух и зрение – важнейшие анализаторы, участвующие в акте коммуникации. Динамизм изображения, синтез слухозрительной наглядности, соединение лингвистических и паралингвистических средств (особенно в фильмах и их фрагментах) позволяют создать наиболее яркие, эмоционально насыщенные ситуации, стимулируют речевую иноязычную деятельность учащихся.

         Как свидетельствует теория и практика преподавания иностранных языков, перспективным и эффективным на уроке иностранного языка является использование в качестве опоры популярного песенного материала, т.к. по сравнению с речью песня оказывается более эмоционально окрашенной, что способствует повышению активности учащихся и снижению усталости, а наиболее эффективным будет использование в качестве музыкальной наглядности видеоклипов. Все вышеперечисленное обусловило наличие разнообразной музыкальной коллекции в кабинете иностранного языка школы №61.

         Среди средств обучения нельзя не отметить электронные пособия, подготовленные силами учащихся под руководством учителя Фоминых Н.Ю. Так, учащиеся 10-11 классов школы №61 на уроках информатики создают фильмы, презентации, тестирующие программы, которые затем используются учителями иностранного языка на уроках. Наиболее удачными на наш взгляд являются электронные экскурсии по Лондону, Севастополю; презентации, посвященные достопримечательностям Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии; психологические тесты на английском языке, позволяющие разнообразить урок и вызвать дискуссию учащихся; тесты на знание достопримечательностей Великобритании, США, истории Севастополя и Великобритании. Наличие таких электронных пособий позволяет учителю иностранного языка без труда подготовить урок с использованием информационных компьютерных технологий.

         Особого внимания заслуживает рабочее место учителя, оборудованное компьютером с выходом в Интернет (всегда имеется возможность поиска необходимой информации при подготовке к уроку), колонками, наушниками с микрофоном (что позволяет записывать звуковые диктанты для учащихся, а также прослушивать записанные учащимися устные сообщения на уроке), сканером для мгновенного ввода текстовой или графической информации, принтером и ксероксом для распечатывания различных карточек и дополнительных материалов к уроку. Компьютеры в кабинете объединены в локальную сеть, что позволяет учителю контролировать работу каждого ученика со своего рабочего места.

         Однако не следует забывать и о традиционных средствах обучения, к которым относятся учебники, печатные пособия и книги. В распоряжении нашего кабинета имеются аутентичные учебные комплексы для каждого ученика различного возраста, а самой большой ценностью является библиотека оригинальной художественной литературы, включающая в себя всемирно известные произведения на английском языке, среди которых книги таких авторов, как Уильям Сомерсет Моэм, Джек Лондон, Оскар Уайльд, Френсис Скотт Фицджеральд, Конан Дойл и др., стихи известных английских поэтов. Такая богатая библиотека, несомненно, дает возможность привить нашим ученикам любовь к оригинальному чтению с раннего детства. Так, ученица 5-Б класса Татьяна Карнаух, занимаясь в библиотеке нашего кабинета, заняла второе место в районном конкурсе английской поэзии.  А в распоряжении учителя имеется большой банк научно-методической литературы на английском, украинском и русском языках, включающий в себя достижения методики преподавания английского языка  в Украине, США, Великобритании и России.

         Огромное значение при организации кабинета иностранного языка имеет так называемый менеджмент класса, а именно расположение парт учащихся. На наш взгляд традиционная фронтальная расстановка не всегда располагает учащихся к беседе, участию в групповых формах работы, так как при работе учащихся в парах или группах у собеседников возникает естественная потребность видеть друг друга, наблюдать за мимикой, жестами говорящего. Поэтому целесообразно расставить парты так, чтобы учащиеся могли работать в парах и микрогруппах.

         Попадая в кабинет иностранного языка, ученик должен как бы окунаться в языковую среду. В этом помогут тематические картины, иллюстрирующие достопримечательности стран, язык которых изучается, постоянные и временные экспозиции различных макетов, поделок, рисунков, газет, проектов и т.д.

         Как утверждают Т.Ф. Горбунькова, Н.П. Грачева и С.П.Золотницкая [12], при создании учебного кабинета не бывает мелочей, и даже цветовая гамма оформления стен и потолка имеет огромное значение для учебного процесса. Ведь давно замечено, что определенные цвета вызывают особые душевные состояния. Цвет может успокаивать, приносить умиротворение, или напротив раздражать, вызывать гнев. Так, по мнению психологов, фиолетовый цвет стимулирует умственную деятельность человека, именно поэтому чернила для ручек чаще всего делают фиолетовыми. Сиреневый - успокаивающий, дает ощущение свежести, гармонии и порядка, способствует духовному обновлению и очищению, побуждает человека к самосовершенствованию (поэтому белый, сиреневый и розовый цвета являются самыми любимыми детьми цветами). Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света «поглощаются» нервной системой и только 20% - зрением. Известный психолог Люшер настаивал на том, что фиолетовый цвет обладает большой внушаемостью (недаром, цвет одежды католических священников – фиолетовый, а в Христианстве это цвет  Святой Марии и Магдалины). Что касается белого, то это самый чистый, легкий и светлый цвет. Учитывая достижения цветотерапии и психологии цвета, для оформления учебного кабинета были выбраны фиолетовый, сиреневый и белый цвета.

Таким образом, правильно оборудованный кабинет иностранного языка, несомненно, позволяет вызвать интерес не только к конечной цели обучения, но, что очень важно ко всему, что происходит на уроке, к самому процессу овладения языком. В таком кабинете каждый ученик активно работает на уроке от первой до последней минуты, занят активной устной и речевой практикой в различных формах ее проявления. А активная работа на уроке порождает чувство удовлетворения, что является непременным условием повышением мотивации изучения иностранного языка.

Список использованных источников

 

1.      Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам. – Министерство образования Украины. – 1997. – 9с.

2.      Загальноєвропейські рекомендації з мовної освіти: вивчення, викладання, оцінювання. /Науковий редактор українського видання доктор пед. наук, проф. С.Ю.Ніколаєва. – К.: Ленвіт, 2003. – 273с.

3.     Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. Англійська мова 2-12 класи. Міністерство освіти і науки України. – К.: Шкільний світ, 2001 – 43с.

4.     Богомолов С.М., Богомолов М.М., Гуріна Т.М. Навчальне середовище «10 000 Words» комп’ютерної підримки курсу англійської мови загальноосвітньої школи // Комп’ютер у школі та сем’ї. – 2003. - №1. – С.23-26.

5.     Гольдріна І.А. Мультимедійні засоби навчання та Інтернет на уроках іноземної мови. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №3. – С.53-56.

6.     Грецька О.О. Використання електронних енциклопедій у навчанні іноземних мов. // Іноземні мови. – 2002. - №2. – С.38-40.

7.     Коробова О.О. Можливості використання мультимедійних програм у навчанні англійської мови у початковій ланці загальноосвітньої школи. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №6. – С.68-73.

8.     Палій О.А. Методичний огляд мультимедійних комп’ютерних курсів з німецької мови. // Іноземні мови. – 2001. - №1. – С.62-64.

9.     Редько В.Г., Кохан О.В., Калініна Л.В., Самойлюкевич І.В. Педагогічні програмні засоби – в шкільну практику навчання іноземних мов. // Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. – 2007. - №4. – С.103-104.

10.  Баландина Р.Г. Роль кабинета французского языка в учебно- воспитательном процессе. //Иностранные языки в школе. – 1984.- №5. – С.80-88.

11.  Горбунькова Т.Ф. Размещение и способы хранения средств обучения в кабинете иностранного языка. //Иностранные языки в школе. –1988. - №4. – С.19-22.

12.    Горбунькова Т.Ф., Грачева Н.П., Золотницкая С.П. Кабинет иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1986. – 175с.

13. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов./Под ред. М.К.Колковой. – СПб.: КАРО, 2008. – 224с.

14.  Николаева В.Д., Ушницкая В.В., Несторова А.С. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку. // Інформатика и образование. – 2003. - №7. – С.112-113.

15.  Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкас. – СПб.: КАРО, 2007. – 288с.

16. Языковое образование в Вузе: Методическое пособие для преподавателей высшей школы, аспирантов и студентов. – СПб.: КАРО, 2005. – 160с.

17.   Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов МЦВ - модифицированный восьмицветный тест Люшера. - http://www.ekaterinburg.samopoznanie.ru/school/psyinst/art_01/13/

18.  Чернова А.В. О механизме цветотерапии: воздействие различных цветов на психику и физическое состояние человека. - http://centercep.ru/content/view/142/82/

19.    Яковенко В.С. Цветотерапия. - http://www.ekaterinburg.samopoznanie.ru/school/psyinst/art_01/13/

Уголок Австралии.

Отработка навыков аудирования и говорения.

Парная и групповая работа на уроке.

Награды находят своих героев.

У нас сегодня гости...

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz